Рис. ContiTech
Эффективность охлаждения двигателя зависит от эффективности и качества таких элементов, как термостат, радиатор, вентилятор, охлаждающая жидкость и водяной насос, что обеспечивает постоянную циркуляцию жидкости под надлежащим давлением.
Эта публикация предназначена для представления некоторых наиболее распространенных повреждений водяных насосов, их причин и их влияния на систему газораспределения, особенно при работе от общего ремня.
Основные сбои насоса в результате с:
- механическое повреждение,
- операционный ущерб,
- Утечки.
Механические причины повреждения
Основные причины механического повреждения включают в себя:
- неправильная сборка насоса,
- несогласованность системы,
- неправильное натяжение ремня,
- неправильный выбор ремня ГРМ.
Неправильная установка насоса может быть вызвана плохим доступом к системе (мало места), скоростью, механикой или ... неправильным выбором насоса для двигателя. На рис. 1 можно заметить повреждения, вызванные ударом рабочего колеса насоса о край седла во время неправильной сборки. Как дальнейшее следствие, это приводит к полному разрыву ротора и недостаточному охлаждению двигателя.
Рис. 1. Повреждение рабочего колеса из-за неправильной сборки
Рис.2. Острый край беговой дорожки шкива
Рис. 3. Схема проверки натяжения ремня ГРМ в двигателе Fiat 1.2 типа 188 A4 (WP - насос системы охлаждения, MT - натяжитель, CAM - распределительный вал, CK - коленчатый вал)
Иногда также происходит смещение насоса, что может привести к неравномерной и неосевой работе ремня. В этом случае либо ремень «плавает» и трется о крышку привода ГРМ или блок двигателя, либо разрушается (режется) на насосном колесе, направляющих или натяжных колесах, снабженных внешними краями беговой дорожки ( рис. 2 ).
Неправильное натяжение ремня ГРМ также отрицательно влияет на качество насоса и срок его службы. Слишком плотное натяжение ремня может привести к выходу из строя не только самого насоса (повреждение подшипника и уплотнения, заклинивание, шумы, утечка жидкости), но также к отсутствию выравнивания системы газораспределения и неправильной работе ремня, что может привести к его повреждению или разрыву. Некоторые производители даже требуют, чтобы после каждой замены ремня обязательно проверялось его напряжение. Также бывает, что производитель в интересах безопасности системы требует проверки натяжения ремня ГРМ перед ведомыми элементами, а также перед насосом системы охлаждения. Примером может служить Fiat, который в своем бензиновом двигателе 1.2 типа 188 A4 требует такой проверки в двух местах: перед преднатяжителем и перед насосом (см. Рис. 3 ).
Иногда проблема также заключается в возможности правильно подобрать ремни ГРМ для конкретного двигателя. Наиболее распространенными ошибками в этом случае являются: неправильная идентификация двигателя (тип, мощность, год выпуска, обозначение) или использование устаревших каталогов. Следует помнить, что производители двигателей часто вносят структурные изменения, несоблюдение которых приводит к отсутствию надлежащего взаимодействия между ремнем и ведомыми элементами. Достаточно изменить профиль или расстояние между зубьями, и уже может оказаться, что насос, который ранее соответствовал, теперь будет наносить непоправимый ущерб. В тот момент, когда зубчатые модули ремня и насоса не совпадают, ремень начнет прыгать, и его зубы будут повреждены (разрывы, постоянная деформация). Это может привести к выходу из строя не только системы охлаждения (ремень не приводит в движение насос), но и к повреждению двигателя (обрыв ремня, отсутствие передачи от вала к распределительному валу или, например, впрыскивающего насоса).
Операционный ущерб
Чаще всего они возникают в результате использования неподходящей охлаждающей жидкости, слишком долгого времени работы или низкого качества насоса. Пользователь автомобиля и механик всегда должны договариваться по вопросам, касающимся эксплуатационной безопасности автомобиля. Конечно, вам также необходимо придерживаться требований производителя автомобилей по замене охлаждающей жидкости и насоса, но нельзя забывать о здравом смысле и опыте механиков.
Использование жидкости с неправильной температурой замерзания или кипения может не только заморозить или перегреть систему, но и повредить рабочее колесо, особенно если оно изготовлено из пластика. Некоторые жидкости должны быть заменены после соответствующего периода использования, как того требует производитель транспортного средства. Всегда выбирайте жидкость, которая соответствует спецификациям производителя автомобиля и лучше всего заменять той, которая использовалась ранее. Использование других может привести к тому, что система станет незапечатанной (агрессивные жидкости) или будет заилена и подвергнута коррозии.
В случае утечки повреждение часто вызывается зубчатым ремнем, вызванным реакцией компонентов хладагента с резиной, которая начинает крошиться и ломаться или размягчаться. Все эти явления приводят к снижению прочности, что чаще всего приводит к обрыву ремня и серьезному отказу двигателя.
Некоторые жидкости нельзя смешивать друг с другом, поскольку они могут потерять свои свойства из-за химической реакции, например, жидкости, используемые в VAG типа G11 (зелено-синий) и G12 (розовый). Заиление системы и коррозия также влияют на срок службы водяного насоса и эффективность системы охлаждения. Они могут привести не только к засорению системы (отсутствие надлежащего потока) и повреждению термостата, но также к блокировке ротора и вала насоса, что, в свою очередь, приводит к повреждению зубьев ремня, его поломке или ожогу (ремень «перетаскивается» или протирает дорсальную часть неподвижно). насосное колесо - в зависимости от способа перемещения привода).
Рис. 4. Выцветший водяной насос вскоре после замены ремня
Иногда проблема заключается в частоте замены насоса привода ГРМ. Некоторые производители автомобилей в своих инструкциях по ремонту или в обзорных листах вводят запись, в которой говорится, что в случае замены ремня ГРМ насос следует проверять и заменять или заменять только после замены ремня. К сожалению, практика семинаров часто доказывает, что это не так. Выход из старого насоса часто приводит к утечкам из системы, снижению охлаждающей способности или заклиниванию подшипника и вала насоса. На рисунках ниже ( рисунки 4 и 5 ) вы можете увидеть, как выглядит перегретый и выцветший водяной насос и как выглядит обожженная полоса, которая работала с этим насосом.
Рис. 5. Сгоревший ремень ГРМ, взаимодействующий с захваченным насосом
В случае зубчатых колес из алюминиевых сплавов они часто быстро изнашиваются из-за эффекта ткани, покрывающей зубья ремня ГРМ. Это явление показано на рис. 6 , где зубы имеют характерную форму «лодки», так что ремень не взаимодействует с ними должным образом и разрушается быстрее.
Рис. 6. Чрезмерно изношенный шкив (характерный профиль зуба)
Другим примером повреждения насоса является разрыв рабочего колеса, особенно из пластика. Основными причинами этого типа отказа, среди прочего: перегрев, превышение срока службы, заблокированный ротор (шлам, замерзшая охлаждающая жидкость) или низкое качество компонентов насоса. На рис. 7 показан пример повреждения такого типа, следствием которого является быстрое повышение температуры двигателя (отсутствие надлежащей циркуляции охлаждающей жидкости), что может привести к его перегреву.
утечки
Основными причинами являются:
- неправильная сборка,
- повышение давления в системе охлаждения,
- перегрев,
- Водяной насос низкого качества.
Бывает, что люди, которые заменяют, забывают об осевой сборке насоса («потому что места было мало ...»), заменяя прокладку новой (удаляя старую), чистя поверхности на контакте двигателя с насосом или затягивая нужный момент болтами или гайками крепления. Это приводит, среди прочего для деформации или прерывания прокладки или растрескивания корпуса насоса.
Рис. 7. Поврежденная (треснутая) крыльчатка водяного насоса
Также бывает, что в системе по разным причинам давление внезапно увеличивается. Поэтому некоторые насосы оснащены системой безопасности, обычно в форме соответствующего вентиляционного отверстия. Утечка охлаждающей жидкости, которая течет к поверхности ремня, может привести к необратимому повреждению, особенно если оно присутствует в течение длительного времени. В этом случае вы должны не только заменить ремень и насос на новый (не забывая заменить другие компоненты системы газораспределения), но и проверить, почему в системе такое высокое давление. К сожалению, бывает, что эти отверстия закрыты герметиками или иным образом заглушены (с помощью винтов или кусков дерева), так что вам не придется менять насос. Это только очевидная экономия, которая в лучшем случае может привести к перегреву двигателя. На рис. 8 показан насос, в котором вентиляционное отверстие было закрыто силиконом.
Рис. 8. Заглушка вентиляционного силикона
Приведенные выше примеры повреждения водяных насосов и их влияние на эффективность системы охлаждения, а также ремня ГРМ и, следовательно, двигателя ясно показывают, что нельзя игнорировать никакие симптомы, которые могут привести к возможному повреждению. В то же время следует помнить, что из-за безопасности системы охлаждения и времени и затрат на возможный последующий ремонт двигателя лучше заменять насос каждый раз при замене ремня, также не забывая всегда промывать систему охлаждения. Это действие позволяет удалить из системы любые типы загрязнений, которые в дальнейшем окажут значительное влияние на правильную работу системы охлаждения и двигателя.
Статья на основе материалов ContiTech